Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Этапы становления предприятия

 

    Правительством БССР на  1965-1970 годы принято решение об увеличении добычи торфа Министерством торфяной промышленности в 1,9 раза. Для реализации этой программы 18 января 1967 года Советом Министров БССР принято решение о строительстве торфопредприятия «Червоное» в северной части Житковичского района, южнее третьего по величине озера Червоное.  

 Предприятие строилось для обеспечения топливным торфом ТЭЦ,  основным потребителем  которого была Василевичская электростанция. Строительство предприятия и поселка Червоное началось в 1968 году, а в 1971 году добыты первые тонны фрезерного торфа, что и послужило точкой отсчета деятельности, а значит и рождения торфопредприятия  «Червоное». В 1977-79 годы объем  добычи торфа достиг 600 тыс. т. Сырьевой базой для добычи торфа является торфяное месторождение «Булев Мох»,  на котором за предприятием закреплено 8,6 тыс. га с запасами торфа при 40% условной влажности 18,5 млн. т. В настоящее время 542 га - действующие  поля  добычи,  281 га - резервные и в стадии   подготовки, 4.3 тыс. га выработанных. Минским облисполкомом принято решение от 2 июня 2008 г. № 615 об изменении направления использования выработанных торфяных площадей из сельскохозяйственного на природоохранное для повторного заболачивания. Первые результаты заболачивания показали, что на этих землях значительно сократилось число пожаров, разводится большое количество рыбы, поселилось множество животных и птиц, 15 видов которых занесены в Красную Книгу Республики Беларусь. Эти площади стали излюбленным местом отдыха большого числа охотников и рыболовов, прибывающих из окружающих деревень и городов.

    Добыча торфа в последние годы стабилизировалась на уровне 200 тыс. т (план 2012 г. -210 тыс. т), ее фактический объем с 1971 года по настоящее время  составляет 12427 тыс. т.

    При существующей программе добычи торфа и отведенных сырьевых ресурсов достаточно более чем на 15-20 лет работы завода. Выполняя программу Правительства Республики Беларусь, согласно которой к 2012 году доля местных видов топлива в энергетическом балансе должна составлять 25%, предприятие в 2006 году начало отгрузку топливного торфа на введенные в эксплуатацию Пружанскую и Бобруйскую мини-ТЭЦ, работающих на торфе и древесных отходах, а так же брикета на Речицкую мини-ТЭЦ. В 2006 году началась реализация торфа для сельскохозяйственных организаций Гомельской области.

    В связи с  принятым в конце 1970 года Правительством БССР решением о запрещении сжигания ресурсов торфа в топках электростанций и ТЭЦ, в 1980 году начал работать построенный брикетный завод, а предприятие переименовано в торфобрикетный завод «Житковичский». Мощность завода 90 тыс. т брикетов в год. Выработка брикетов с 1980 года по настоящее время составляет 2465,4 тыс. т. В последние годы 30-35 тыс. т. брикетов поставляется на экспорт в Швецию.

 

 Подразделения предприятия, общая характеристика их деятельности

Общество, где работает 314 рабочих и ИТР, состоит из:

    • Производственных участков №1, №2
    • Брикетного цеха (ТБЦ);
    • Цеха железнодорожного транспорта (ТРЦ); 
    • Ремонтно-механической мастерской (РММ)
    • Котельной;
    • Электроцеха;
    • Ремонтно-строительного участка;
    • Автотранспортного участка и других вспомогательных служб.                

 

Производственные участки №1,№2

    Топливный торф добывается двумя  производственными участками, мощностью 100 тыс. т. фрезерного торфа каждый. Подготовку новых полей добычи, для компенсации выбывающих площадей, каждый участок ведет самостоятельно. Ежегодно предприятие вводит до 100 га новых площадей. В 2011 году введена в эксплуатацию первая очередь строительства объекта «Подготовка фрезерных полей на торфяном месторождении «Булев Мох» в системе каналов В22-В23» общей площадью 107,1 га.

    В сезон добычи численность работников на каждом участке составляет до 40 человек. На каждом участке работает 6 уборочных машин МТФ-43А с трактором МТЗ 1021, МТЗ – 1221, по 3 фрезбарабана МТФ-13, по 2 валкователя МТФ-31, по 5 ворошилок МТФ-21, по 2 штабелюющие машины МТФ-71. Кроме техники по добыче торфа имеется специальная техника для подготовки полей (3 экскаватора, 4 бульдозера, корчеватели МТП-81 и т.д.), противопожарная техника. Из 3-х имеющихся экскаваторов и 4–х бульдозеров, 2 экскаватора и 2 бульдозера заменены на новые, что позволило улучшить условия труда  на рабочем месте машиниста бульдозера и машиниста экскаватора.

    Ежегодно производственные участки досрочно завершают сезон добычи торфа (в 2012 году- 27 июля), влажность добытого сырья не превышает 45%. После окончания сезона добычи, участки занимаются ремонтом действующих полей, подготовкой новых, передачей  выработанных площадей под природоохранное использование. В целях снижения негативного воздействия добычи торфа на болотно-озерный комплекс «Булев Мох» – озеро Червоное» на выработанных площадях создается гидрологический заказник, путем их повторного заболачивания в количестве 3 тыс. га для стабилизации водного режима третьего по величине в Республике Беларусь озера Червоное, восстановления болотно-торфообразовательных процессов, возрождения богатейшего разнообразия растительного и животного мира природы Полесья.

.

Цех железнодорожного транспорта

    Цех железнодорожного транспорта самый многочисленный среди цехов и участков общества, трудятся здесь 72 работника.

Железнодорожные пути начали строиться одновременно с промышленной зоной и полями добычи, так как топливо для электростанций с полей добычи на протяжении всего года при любых погодных условиях можно вывезти только по железной дороге.

    В настоящее время цех имеет 49 км постоянных узкоколейных путей, 3 км временных, 2,35 км ширококолейных путей. Ремонт и содержание постоянных путей, переукладку временных путей обеспечивают 2 электросиловых установки (ЭСУ), 2 тепловоза ТУ-6, путеукладчик.

    За 2011-2012 годы на торфяном месторождении «Булев Мох» построено 2,86 км и реконструировано 6,9 км постоянных железнодорожных путей колеи 750 мм.

    За 2011 - 2012 годы реконструированы собственными силами:

- два пассажирских вагона  для перевозки рабочих на производственные участки;

- электросиловая установка ЭСУ-3;

- тепловоз ТУ-6ДМ.

    На 140-м ремонтном заводе в городе Борисове реконструировано 3 тепловоза ТУ-8.

Для погрузки торфа в вагоны узкой и широкой колеи используется 2 крана МТТ-16, 3 погрузчика «Амкадор», брикет перегружается 10-тонным козловым краном на станции «Перегрузочная».

    Доставку сырья к брикетному заводу, вывозку брикетов, доставку рабочих обеспечивают 6 тепловозов ( ТУ-7 - 1ед., ТУ-8-3ед., ТУ-6 – 2 ед.), парк вагонов ТСВ-6А насчитывает 93 единицы.  Брикеты от завода на станцию «Перегрузочная» перевозятся на 40 (сорока) 14-тонных платформах, на которых установлено более 150 контейнеров. 

 

Брикетный цех

    Коллектив цеха насчитывает 67 человек, состоит из четырех смен, слесарной бригады по обслуживанию и ремонту оборудования.

    Первая очередь брикетного завода начала работать в 1980 году, вторая построена в 1986 году. Брикетный завод оборудован двумя технологическими топками ДКВР и двумя пневмогазовыми сушилками диаметром 1020 мм проектной мощностью 45 тыс. т брикетов в год каждая, установлено пять прессов Б 9032 и один МС 1600-35Т.

    Торф поступает с производственных участков по железной дороге в вагонах ТСВ-6а и выгружается на бункерной сырья брикетного цеха с помощью вагоноопрокидывателя.

    Пройдя подготовку (очистку от пней, очеса, комьев мерзлоты, дробление) сырье подается в котельную для выработки теплоэнергии на отопление промышленной зоны, а так же жилых поселков Червоное и Красный Бор, и на сжигание в технологических топках брикетного цеха. Одновременно питателями торф, влажностью 45-50%, подается на сушку в пневмогазовые сушилки диаметром 1020 мм, которая ведется при температуре 700-800оС. Высушенная сушенка влажностью 14-18% поступает в пресс и брикетируется. Брикеты в количестве 500 тонн загружаются в 200 бункеров склада готовой продукции для отгрузки потребителям автотранспортом, а также в контейнеры, установленные на железнодорожных платформах для их доставки на станцию «Перегрузочная» города Житковичи и перегрузки в вагоны широкой колеи.   

    За последние годы силами предприятия проведена реконструкция сушильно-топочных агрегатов (СТА) с установкой вихревой    камеры, реконструкция и изготовление систем обеспыливания сушилок и скрубберов из нержавеющей стали.

    Брикетный цех работает круглосуточно в три смены. На пульту управления брикетного цеха установлены приборы, позволяющие контролировать работу технологического оборудования цеха и  технологический процесс производства брикетов. Связь между работниками   осуществляется по радиосвязи. Контроль за качеством торфа и брикета осуществляется в лаборатории брикетного цеха. Основной задачей испытательной лаборатории является проверка параметров выпускаемой продукции на всех стадиях производства, в. т.ч. и на экспорт.

    Бытовым топливом обеспечивается 18 районов Гомельской области, из которых 5 вывозят автотранспортом, остальные получают в вагонах широкой колеи. Работники брикетного цеха обеспечены санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, комнатой приема пищи, душевыми, умывальниками, туалетами).

 

Вспомогательные участки и службы.

     Эффективная и ритмичная работа основных цехов невозможна, если их основное производство не поддерживают вспомогательные участки и службы.

    Ремонт оборудования, работающего во всех цехах и участках, выполняют работники ремонтно-механической мастерской. Ремонтируют и восстанавливают технику, изготавливают нестандартное оборудование, проводят демонтаж и монтаж сложных конструкций на капитальном ремонте завода.

    Служба главного энергетика обеспечивает теплом, водой и электроэнергией    объекты промышленной зоны, а так же теплом жилые поселки Червоное и Красный Бор.

    Ремонтно-строительный участок поддерживает в работоспособном, безаварийном состоянии производственные здания и сооружения, а также объекты социального назначения поселка Червоное (столовая, гостиница и общежитие). Из деловой древесины изготавливают шпалы для железнодорожного транспорта, пиломатериалы для ремонта зданий и сооружений, изготавливают оконные и дверные блоки.               

    Автотранспортный участок осуществляет грузоперевозки в пределах Республики Беларусь (доставку оборудования, материалов, запчастей и комплектующих для обеспечения бесперебойной работы предприятия), а также производит поставку брикетов  автотранспортом потребителям Житковичского, Петриковского,  Мозырского, Столинского, Лунинецкого и Любанского районов.